Ранее из категории История технологий: ""

Первые опыты передачи электрической энергии

В современное время в интернете сосредоточены огромные массивы информации, количество сайтов, каждый из которых предлагает свою порцию информации только растёт (продающие сайты sirox.ru). Гигабайты влетают в наши компьютеры и смартфоны с неимоверной скоростью иногда даже без проводов. Конечно, так было не всегда. Оказывается в XIX веке передовые учёные мужи радовались хотя бы возможности передачи электроэнергии на приемлемое расстояние. Исследования, опыты, тупиковые направления и технологические прорывы всё это не только XX век, но и, несомненно, век XIX.

Итак, вашему вниманию предлагается статья об истории первых опытов передачи электрической энергии.

Автор. М. Радовский

Промышленная паровая машинаЭлектрификация народного хозяйства, т. е. широкое к планомерное использование электрической анергии, стала возможной только тогда, когда была осуществлена передача электрической энергии на большие расстояния. Это была одна из крупнейших побед научно-прикладной мысли в XIX в., столь богатом достижениями в науке и технике. Внимательное изучение истории материального производства XIX в. показывает, что это развитие тормозилось невозможностью передачи энергии: на большие расстояния. Механическая передача энергии при помощи валов экономически эффективна в пределах не более десятков метров, между тем как внедрение паровой машины — двигателя, по природе своей группового, так как паровая машина тем выгоднее экономически, чем она мощнее, — все более и более заостряло проблему передачи энергии. Концентрация промышленности — эта непреложная тенденция капитализма — тормозилась тем, что питание одной мощной паровой установкой большого количества приводов, находящихся на более или менее значительном друг от друга расстоянии, является по существу невозможным: почти вся энергия уходит на передачу ее к месту потребления. Попытка на одном и том же предприятии применять не одну, а несколько силовых установок, расставив их в различных концах здания, также не могла удовлетворительно решить этот вопрос, так как использование маломощных паровых двигателей обходилось значительно дороже, чем эксплуатация одного мощного.

Паровая машина Джеймса УаттаИзобретательская мысль напряженно стремилась найти выход из этого, казавшегося безвыходным, положения. Был предложен ряд новых видов передач; канатная, пневматическая, гидравлическая и другие, обладавшие несомненными достоинствами. И все же проблема передачи энергии на большие расстояния не была решена сколько-нибудь удовлетворительно. Ни один из предложенных механизмов не мог обеспечить передачу больших мощностей на далекие расстояния без значительных потерь. Так продолжалось до тех пор, пока не удалось установить достаточно ясно, что электрическая энергия обладает незаменимыми свойствами легко генерироваться из любого другого доступного вида энергии и не менее легко превращаться в необходимый другой вид. Тогда изобретательская мысль обратилась к электрической энергии, ища способов использовать ее для указанных целей.

Разрешение проблемы электрической передача обычно связывается с именем Марселя Депре (1843-1918). Заслуги французского ученого действительно велики. Произведенные им опыты, восхитившие весь ученый мир, несомненно, сыграли решающую роль в начальной истории электропередачи. Но и другие исследователи работали над той же проблемой. Их труды составляют подготовительный этап в истории электропередачи.

старая реклама динамо-машинПо сохранившимся данным, некий Джильби получил во Франции патент (датированный 16 января 1855 г.) на передачу энергии, предварительно превращаемой в электрический ток. Как выяснилось впоследствии, патентовладелец имел весьма отдаленное отношение к существу дела. Идея принадлежала итальянцу Александру Бессоло. Патент Джильби сохранился в архивах Conservatoire des Arts et Metiers в Париже и стал известен только в 1891 г., когда он был опубликован в электротехнической прессе. Как видно из этого, документа, уже в ту пору, когда принцип обратимости еще не вошел в широкую практику, исследователь имел полное и ясное представление о роли и значении передачи энергии на большие расстояния электрическим путем. Автор определенно говорит об использовании природных ресурсов в качестве источника механической энергии, которую он предлагает превратить в электрическую, а последнюю передавать к месту потребления, где при помощи электродвигателей она будет выполнять конкретные производственные функции. Автор указывает на применение таких электродвигателей в горном деле, на железнодорожном транспорте и т. д.. причем отмечает, что электроэнергию можно передавать, используя в качестве проводников рельсы, а также специальные воздушные линии.
Ученый мир не знал об этом, несомненно, важном предложении, и последующие исследователи пришли к тем же выводам путем произведенных заново многолетних исканий.

Первым шагом в деле передачи электрической энергии на расстояние, если под этим термином понимать и современное понятие распределения электрической энергии, был опыт Фонтэна, демонстрировавшийся в 1873 г, на Всемирной выставке в Вене. Наглядно демонстрируя принцип обратимости электромагнитного генератора, французский электротехник убедительно показал возможность передачи электрической энергии на расстояние. Фонтэн пользовался двумя динамо-машинами Грамма, находившимися на расстоянии 1000 м друг от друга; первая из них приводилась в движение газовым двигателем Ленуара и была соединена двумя проводами со второй, которая работала как двигатель и приводила в движение центробежный насос.

Продолжение на следующей странице

Далее из категории История технологий: ""