Ранее из категории Личность в истории: ""

Историк и политический деятель Франц Палацкий 1898г.

Франц Палацкий. (Портр. на этой стр.)

Текст из журнала «Нива» №25 за 1898г. стр. 497, 498, 499

Франц Палацкий2-го июня т. г. исполнилось столетие со дня рождения знаменитого историка и политического деятеля Франца Палацкого, прозванного еще при жизни «отцом чешского народа». Вся Чехия горячо и торжественно отпраздновала эту годовщину в своей древней столице Праге, встретившей с распростертыми объятиями всех прибывших на торжество гостей из славянских земель. Имя Франца Палацкого объединило все славянские народности, собравшиеся чествовать одного из своих славнейших деятелей.

Франц Палацкий родился 2-го (14-го) июня 1798 г. в моравской деревеньке Годславице, где отец его был школьным учителем. По окончании курса в пресбургском лицее, Ф. Палацкий некоторое время прожил в Вене в качестве учителя в одном знатном семействе.

Уже в ранней молодости сказались в нем его блестящие литературные дарования. Девятнадцатилетним юношей он написал сочинение под заглавием «Элементы чешской поэзии», затем в 1821 г., в сотрудничестве с Шафариком, «Отрывки теории прекрасного» и в 1823 году — «Общую историю эстетики».

Обладая богатейшими лингвистическими способностями, Ф. Палацкий в начале двадцатых годов уже знал все европейские языки и в подлиннике читал произведения главнейших европейских писателей. С такой блестящей подготовкой он в 1823 г. вернулся в Прагу, получил место библиотекаря у графа Штернберга и ревностно занялся изысканиями по истории чешского королевства, при чем много работал в библиотеках не только в Австрии, но и за границей. С 1827 года граф Штернберг предложил Палацкому редактировать Журнал чешского музея, и за десять лет этого издания под редакцией Палацкого в нем появилось много выдающихся статей как самого Палацкого, так и его ближайших сподвижников, одушевленных пылкою любовью к родине. Между прочим, следует указать на замечательное исследование Палацкого «Оценка старинных чешских летописцев». Это сочинение в 1829 году было удостоено премии на конкурсе, устроенном пражским ученым обществом. В том же году чешский сейм назначил Палацкого историографом чешского народа с пожизненным жалованьем, и через 7 лет после этого вышел в свет первый том знаменитой истории Чехии, доставившей Палацкому всемирную известность. «История Чехии», — это крупнейшее сочинение Ф. Палацкого, — доведена им до конца царствования императора Сигизмунда и издана в пяти томах, выходивших в Праге в течение 30 лет-с 1836 по 1867 г. Выдающийся труд Палацкого был строго обоснован на архивных документах, ознакомление с которыми стоило ему не малых трудов, но, понятно, как человек талантливый, живой, обладавший тонким художественным вкусом, он не мог ограничиться сухою передачею исторических фактов и дал полную картину жизни старинной Чехии до 1526 года, и эта картина должна была произвести на чешский народ глубокое впечатление, разбудить пламенную любовь к отечеству. С этой точки зрения труд Палацкого был истинно патриотическим подвигом. Палацкого, по справедливости, можно назвать не только отцом чешской историографии, но и творцом чешского самосознания.

Наряду с работами по истории чешского королевства, Палацкий занимался и другими трудами. Так, в 1831 г. он издал «Историю молодости Валленштейна», жизнеописание знаменитого чешского филолога Добровского (на место которого он был избран ученым обществом), написал исследование о чешских судах в XIII столетии. В 1837 г. Палацкий совершил путешествие, но совсем не для того чтобы купить недвижимость в Италии у моря, а со специальной целью разыскания в итальянских библиотеках и архивах материалов и документов по чешской истории. Это, путешествие им описано в особом сочинении, под заглавием: «Литературное путешествие в Италию» (Прага, 1838). Результатом, и как бы сводом этих разнообразных трудов был «Очерк умственной культуры в Чехии с древнейших времен» (изд. 1840, 2-е изд. 1869), написанный в сотрудничестве с Шафариком. В 1842 г. Палацким издано было исследование о нашествии монголов в 1241 году.

14-го мая 1847 г. Палацкий был назначен членом вновь основанной в Вене императорской академии наук, а через год, в эпоху революции в Австрии и в Германии, он вынужден был выступить на политическое поприще. Первоклассный ученый и писатель, Палацкий оказался и выдающимся политиком, обладавшим редким политическим тактом, умевшим ради своей великой цели — возрождения чешского народа — подчинять пыл души требованиям благоразумия. Палацкий тогда держался в стороне от крайних партий и отстаивал государственное единство Австрии.

В 1863 г., во время польского восстания, Палацкий видел спасение славян в России и высказывал мысль, что, быть может, чехам удастся примирить поляков с Россией. С этого момента влияние Палацкого на поляков заметно усилилось, но в самой Австрии на него стали смотреть подозрительно. В верхней палате австрийского сейма, членом которой Палацкий был назначен в 1861 г., граф Дюркгейм не посовестился назвать его государственным изменником. Эти подозрения, конечно, не могли ослабеть, когда Палацкий и другие австрийские славяне в 1867 г. отправились в Москву на знаменитый этнографический славянский съезд. Но и на съезде, и после него Палацкий никакой измены не совершал. Он был и остался верноподданным австрийского императора, хотя прекрасно сознавал, какую силу дает чешскому народу принадлежность его к славянскому племени.

С 1863 г. Палацкий открыто стал во главе чешской национальной или федералистской партии. В 1865 г. он написал сочинение «Австрийская государственная идея», потом издал сочинение о гусситах, политические мемуары (1874 г.) и т. д.

За два месяца до кончины, последовавшей 14-го мая 1876 г. в Праге, Палацкий на устроенном в его честь банкете сказал, что ему не долго жить, но что чешский народ не погибнет, что будущее его обеспечено.

Нынешнее чествование памяти Палацкого в Праге доказало, что слова Палацкого оказались вещими.
Торжества начались 5-го июня. Около 4000 жителей Праги собралось в этот день на вокзале в ожидании гостей из-за границы. В числе гостей прибыли из России депутат г. Петербурга редактор-издатель Света В. В. Комаров, профессора Ламанский, Брандт, Флоринский, Грот и В. Д. Спасович. В. Комаров привез от города Петербурга серебряный венок и адрес от славянского благотворительного общества. Старшина комитета по устройству чествования встретил гостей приветственной речью. Затем гости вышли из вокзала, чтобы сесть в ожидавшие их экипажи. Там их встретила буря восторженных кликов «Slava!» «Ура!» и, «Na zdar!». Множество фуражек полетело вверх, в экипажи бросали цветы. Только с трудом могли экипажи проложить себе дорогу сквозь толпы народа. Толпа провожала прибывших гостей, распевая национальные песни.

Вечером состоялся торжественный прием гостей на острове «София», производившем праздничное впечатление, благодаря великолепной иллюминации. В большой зале приемного помещения собралось избранное общество, в том числе известный вождь чешской национальной партии, маститый д-р Ригер, пражский городской голова Подлинный, депутаты и масса гостей. Первую речь произнес Подлинный. Приводим краткую выдержку из этой блестящей речи, давшей прекрасную характеристику и заслуг Палацкого, и самого торжества, и настроения чешского народа.

«То, что мы предпринимаем, — сказал он, обращаясь к гостям, — только скромное дело; но оно принимает гигантские размеры, когда поднимается с богемского цоколя на пьедестал великой матери Славии, озаренной ореолом гуманности и культуры. Мы хотели отпраздновать годовщину одного из наших лучших людей всех веков и не могли этого никоим образом сделать без вас. Франц Палацкий не только познакомил нас с вами, он указал еще на то, что мы являемся ветвью великого племени и великим могущественным целым в культурном отношении. Как членов большой семьи, я и приветствую вас в Праге с просьбою чувствовать себя как дома. Никому не вопреки, а для нашего упрочения. Ведь вы прибыли дли того, чтобы отпраздновать день одного из наших первых людей славянства столь превосходно работавших в начале 50-х годов в деле всего славянства. Палацкий своей историею нашего народа придал ему новые силы, внушил ему самосознание, которое было решающим для нашего пробуждения, нашего возрождения, нашего дальнейшего развития. Мы хотим отпраздновать память человека, которого народ называл «отцом народа». Вы явились для того, чтобы отпраздновать вместе с нами эту намять. Примите нашу благодарность! Уважение к заслугам — вот что соединяешь нас всех друг с другом, несмотря на различие политических условий. Оно же и останется живым и неумирающим соединительным звеном».

Далее…

Далее из категории Личность в истории: ""