Ранее из категории Интересные факты: ""

Ход троянским конем

После десяти лет утомительной войны и осады в одно бесподобное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков безлюден, а на берегу стоит большой деревянный конь с посвятительным текстом: «В поклон за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине». Древние относились к божественным дарам с максимальным пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в поселение и водворен в посвященной Афине крепости. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выкарабкались наружу и напали на спящих обитателей поселения. Так, благодаря коню, была оккупирована Троя, так закончилась Троянская война.

 В наше время этот миф известен любому, а сам троянский конь давно стал нарицательным понятием — наши ироничные современники даже наименовали его именем деструктивный компьютерный вирус. То, что Троя пала из-за коня, воспринимается как аксиома. Но если кого-нибудь спросить, а почему причиной конца Трои стал именно конь, — человек, скорее всего, затруднится с ответом.

 А в самом деле, зачем конь?

 Оказывается, этой задачей задавались уже в древности. Многие античные писатели пробовали найти разумное объяснение мифу. Высказывались самые всевозможные догадки: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в виду коня и обитая лошадиными кожами; или что грекам удалось проникнуть в поселение через подземный ход, на двери которого была запечатлена лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в мгле отличали друг друга от противников… Сейчас принято думать, что троянский конь является аллегорией какого-то военного обмана, использованного ахейцами при завоевании поселения.

Кстати, если вы не хотите чтобы в вашу дверь проникли «ахейцы» или кто-либо ещё 🙂 надо задуматься о качестве таких дверей. 

Спешу порекомендовать читателям сайта фирму «Спецпрофиль». Изготовление металлоконструкций. Ворота и двери в ТП. Ну и, конечно, взломостойкие двери.

А мы продолжаем. Версий много, но, признаться, ни одна из них не дает достаточного ответа. Наверное, наивно было бы думать, что в этом коротком исследовании нам удастся исчерпывающе ответить на таковой «давнишний» вопрос, но попытаться всё же стоит. Кто знает — быть может, троянский конь чуть-чуть приоткроет нам свою тайну.

 Итак, пробуем войти в положение ахейцев. Имитируя снятие осады, они должны были оставить под стенами Трои нечто такое, что троянцы были бы обязаны взять в поселение. Скорее всего, этот образ должен быть посвятительным даром богам, потому что пренебречь божественным даром с точки зрения древнего человека означало нанести поругание божеству. А с взбешенным божеством шутки плохи. И вот, благодаря текста на боку, деревянная статуя получает статус дара богине Афине, покровительствовавшей и ахейцам, и троянцам. Что делать с таковым двусмысленным «подарком»? Пришлось его (хотя и с отдельной опаской) внести в поселение и определить в божественном месте.

 Однако образ посвятительного дара могла заменить фактически любая божественная картинка. Зачем же был выбран именно конь?

 Троя издавна славилась своими лошадьми, из-за них с всех краев сюда приезжали торговцы, из-за них же на поселение часто совершались набеги. В «Илиаде» троянцев величают «hippodamoi», «укротители лошадей», а мифы рассказывают, что у троянского царя Дардана был табун блистательных коней, ведущих свое происхождение от самого арктического ветра Борея. Вообще, лошадь была одним из самых близких к человеку существ в древней коневодческой, аграрной и военной культуре. С этой точки зрения, для ахейских бойцов было вполне реальным в качестве посвятительного дара оставить под стенами Трои коня.

 Кстати, образы для божественных статуй и жертвенных даров выбирались не случайно. У любого божества были посвященные ему животные, принимающие их облик: так, Зевс в мифах превращается в буйвола, Аполлон — в дельфина, а Дионис — в пантеру. В культурах Средиземноморья лошадь в одном из своих аспектов связывалась с плодородностью полей, с щедрым урожаем, с матерью-землей (в древнейшей мифологии богиня Деметра иногда превращалась в кобылу). Но в то же время бесподобное вольнолюбивое животное часто ассоциировалось с буйной, бессознательной и неуправляемой армией, с землетрясениями и уничтожением и в этом качестве было божественным животным бога Посейдона.

 Так, может быть, ключ к разгадке троянского коня — в «Колебателе земли» Посейдоне? Среди Олимпийцев этот бог отличался бешеным натурой и склонностью к уничтожениям. Да и с Троей у него были давнишные счеты. Возможно, уничтожение Трои конем — лишь аллегория большого землетрясения, погубившего поселение?

 Оказывается, это в самом деле произошло. Но лишь было это с другой Троей.

 До Приама правителем Трои был царь Лаомедонт, прославившийся своей жадностью и вероломством. Один раз наказанные Зевсом боги Аполлон и Посейдон были отданы ему в услужение. Аполлон пас стада, а Посейдон подвизался как строитель: возводил вокруг поселения неуязвимые стены. Однако по истечении срока боги не получили компенсации за свою работу и были с угрозами выдворены. Тогда они наслали на поселение эпидемию и морское чудовище. Избавить Трою от чудовища вызвался Геракл и благополучно выполнил свое предприятие, но жадный царь и здесь пожалел положенной награды — не отдал магических белоснежных коней. Тогда Геракл собрал армию, вернулся под стены Трои, развалил поселение до основания и убил Лаомедонта, а на царство посадил Приама («Приам» означает «купленный»: он буквально был выкуплен из рабства своей сестрой).

 Сегодняшние археологи думают, что мифическая Троя Лаомедонта имеет свой исторический аналог — так называемую Трою VI, погибшую от большого землетрясения незадолго до событий Троянской войны. Но землетрясения, как известно из мифологии, насылал в негодовании «Колебатель земли» Посейдон. Возможно, что катаклизм принял в мифе аллегорический вид негодования Посейдона на троянцев. К тому же, белоснежные кони, его божественные животные, формально послужили причиной бедствия. (Трою словно преследовал какой-то рок: дважды быть разрушенной из-за коней!)

 К сожалению, божественное негодование вряд ли имело отношение к троянскому коню. Троя Приама пала не из-за катаклизма (это доказано и археологами), а была оккупирована и разграблена ахейцами. Кроме того, в Троянской войне Посейдон принимает сторону троянцев, а идею проникнуть в поселение с помощью коня подсказывает его извечная соперница Афина.

 Итак, Посейдоном символика коня не исчерпывается…

В отдельных, особенно архаических, обычаях лошадь символизирует переход в другое пространство, в другое качественное состояние, в недоступное для обычных случаев место. На коне о восьми ногах шаман совершает свое сверхъестественное путешествие, у этрусков лошадь транспортировала души умерших в подземное царство, бесподобный конь Бурак переносит Мухаммада на небо. Да что далеко ходить — припомним нашего Конька-Горбунка, который переносит Иванушку и в Тридевятое царство, и в гости к Солнцу и Луне.

 Вы спросите, какое это имеет отношение к Трое? Самое простое. В соответствии с Гомером, Троянская война длилась почти десять лет, в течение десяти лет ахейцы не могли взять стены поселения, построенные, в соответствии с мифом, самим богом Посейдоном. Фактически, Троя с точки зрения мифа была «недоступным» местом, своего рода «заколдованным поселением», который нельзя было победить обычными средствами. Для того чтобы попасть в поселение, героям требовалась даже не военный обман, а особый, магический «перевозчик». И таковым перевозчиком становится деревянный конь, с помощью которого они осуществляют то, что безуспешно пробовали сделать десять лет (естественно, говоря о деревянном коне-перевозчике и «заколдованном поселении», мы подразумеваем не историческую, а мифологическую реальность).

 Но если пользоваться этой теорией, то Троя, описанная Гомером, получает совершенно особое значение. Речь идёт уже не о карликовый цитадели на берегу Понта и даже не о столице древней державы. Гомеровская Троя получает статус некоего духовного места, за которое ведется спор. И битвы, происходящие под стенами и в стенах этой Трои, — отнюдь не вендетта меж двумя группами, а зеркало событий, получающих мировое значение. Троянский же конь открывает последний акт этой мировой драмы.

 Кстати, это подтверждается и амплитудой войны. Археологически Троя – всего лишь карликовая цитадель. Зачем же для ее завоевания, в соответствии с Гомером, из 160 городов-государств Греции отправляют от 10 до 100 кораблей -, то есть армада минимум в 1600 кораблей? А если умножить на 50 бойцов на любом — это армия больше чем в 80 тыс. человек! (Для сравнения: Александру Македонскому потребовалось около 50 тыс. человек, чтобы завоевать целую Азию.) Даже если это авторская гипербола, она свидетельствует о том, что Гомер придавал этой войне исключительное значение.

 Что же произошло под стенами гомеровской Трои?

 Обычно считается, что война началась с небезызвестного пира богов на бракосочетанию Пелея и Фетиды, родителей Ахилла, на котором богиня раздора подбросила яблоко с надписью «Прекрасной» и три богини — Афина, Гера и Афродита — дебатировали меж собой за право получить его. Их спор разрешает сын Приама, Парис, который, соблазнившись перспективой иметь самую прекрасную в мире супругу (Елену), присуждает яблоко Афродите (дальше Парис похищает Елену, и разыгрывается война).

 Но, на самом деле, война началась гораздо раньше: когда Зевс, устав от жалоб матери-Земли, которой человеческий род причинял боли своим нечестием, постановил уничтожить людей, но не с помощью катаклизма, а десницами самих же людей. Задача «мировой драмы» ясна, дело за первыми действующими лицами.

 Тогда от брака Зевса и Немесиды рождается Елена, абсолютная красота, за которую будет сражаться целый героический мир. От брака Пелея и Фетиды рождается последний грандиознейший из смертных — герой Ахилл. И наконец, рождается сам «зачинщик» войны Парис с предсказанием, что он погубит Троянское царство. Итак, все действующие лики есть, происходит похищение Елены и развязывается война, настоящая задача которой — уничтожить два грандиозных царства и лучших из героев древнего мира.

 И загаданное Зевсом свершается: под стенами Трои погибают фактически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой, кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет гибель от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

 Кстати, любопытно, что конь символически связан также с рождением и гибелью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные бойцы. Получается, что троянский конь несет гибель для заступников цитадели, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

 Сегодняшние исследователи датируют Троянскую войну примерно 1240 г. до н.э. (археологически на эту дату приходится конец Трои VII). Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из грандиозных переселений людей. С севера на Балканский полуостров двинулись группы дорийцев, варварских людей, которые абсолютно уничтожили древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких веков Греция возродится и можно будет говорить о греческих событиях. Уничтожения будут настолько грандиозны, что вся додорийская эпоха станет мифом (настолько, что лишь с середины XIX веки ученые возьмутся всерьез говорить о микенской Греции и о Трое, а до этого они будут считаться сказкой). Из тех 160 греческих держав, которые упоминаются Гомером в «Каталоге кораблей», половина перестанет существовать, а самые грандиозные, Микены, Тиринф и Пилос, превратятся в маленькие деревеньки. Троянская война станет своеобразным рубежом меж древним и новым миром, меж микенской и типичной Грецией.

 Из героев, сражавшихся под стенами Трои, в живых остались лишь двое: Одиссей и Эней. И это не случайно. Оба они имеют особую миссию. Эней отправится, чтобы создать свою «новую Трою» и положить возникновение Риму, цивилизации грядущего мира. А Одиссей… «Многомудрый и многострадальный» герой совершит грандиозное путешествие домой, чтобы найти свою землю обетованную. Чтобы в своем путешествии потерять и вновь обрести всё, что ему дорого, включая собственное имя. Чтобы дойти до граней обитаемого мира и побывать в странах, которые никто не представлял себе и откуда никто не возвращался. Чтобы спуститься в мир мертвых и вновь «воскреснуть» и долго мотаться по волнам Океана, грандиозного символа Интуитивного и Неизведанного.

 Одиссей совершит грандиозное путешествие, в котором символически умрет «древний» человек и появится «герой нового времени». Он перенесет грандиозные боли и негодование богов. Это будет новый герой — деятельный, проницательный и неглупый, любознательный и ловкий. Своим неистребимым стремлением познать мир, своим умением решать загвоздки не физической армией и доблестью, а острым умом он не похож на героев «древнего» мира. Он вступит в поединок с богами, и боги вынуждены будут отступить перед человеком.

 Наверное, закономерно поэтому Одиссей станет воплощением наступающей эпохи — типичной Греции. Вместе с Троей бесповоротно уйдет древний мир, а с ним уйдет что-то загадочное и задушевное. Но появится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, больше не зависящий от судьбы и игры богов, но создающий свою судьбу сам.

Далее из категории Интересные факты: ""