В Малом зале предусматривается эстрада с трансформирующимся планшетом. Характер постановочной работы в Малом зале может быть следующим: индивидуальные, ансамблевые и массовые концерты, дивертисментные представления и театральные представления, не требующие сложного декоративного оформления. Творческий состав, участвующий в большом синтетическом представлении в Большом зале, может доходить до 2 тыс. человек.
Искусственный свет в технике современного сценического оформления постановок является одним из основных средств зрелищной выразительности. Поэтому в успешном разрешении вновь возникающих грандиозных постановочных задач сценическое эффектное освещение должно сыграть решающую роль, что влечет за собой ряд требований, предъявляемых к этому освещению. Прежде всего оно должно быть разнообразным как в отношении цветокрасок и палитры цветов, так и в смысле широкой гаммы светотеней и их пластичности; это может быть достигнуто лишь путем воспроизведения как «белого», так и цветного освещения из различных пунктов зала и в различных направлениях распределения световых потоков, при непременном условии — динамичности этого освещения.
Сценическое освещение предусматривается динамическим, т. е. меняющимся по интенсивности и спектру в определенный отрезок времени. Динамическое освещение позволит художнику-осветителю создать в любой момент требуемые световые условия, отвечающие замыслам того или иного содержания. В Большом зале и на эстраде Малого зала можно будет воспроизвести любые картины природы, например, раннее утро, солнечный или пасмурный день, бурю, грозу, сумерки, заход солнца, лунную ночь, а также различную игру света и красок при феерических постановках.
В постановочном светооформлении Большого зала будут участвовать общее и местное направленное сценическое динамическое освещение игровых участков, а также общее отраженное динамическое освещение купола зала. Сценическое освещение включает в себя эффектное освещение, состоящее из мощных дуговых прожекторов, местных подсветов, люминесценции и светопроекции. Общее сценическое освещение при «белом» свете будет также использоваться в качестве дополнительного освещения при киносъемках и при телепередачах.
В Большом зале для сценического освещения будут в основном использованы ламповые прожекторы с параболическим отражателем и с лампой накаливания мощностью 5 киловатт. Прожекторы устанавливаются в особых ячейках за куполом зала и светят в зал сквозь отверстия, закрываемые щитами.
Управление лучом прожектора будет осуществлено дистанционное, с особого пульта. Все прожекторы снабжаются набором сменных цветных светофильтров, управление которыми предусматривается также дистанционным.
Многообразие форм сценического показа в Большом зале обусловливает необходимость получения от осветительных устройств обширной палитры цветов. В целях обеспечения этого для общего сценического освещения Большого зала принимается пятицветная система освещения, где красный, зеленый и синий цвета являются основными, обеспечивающими всю гамму топов, с дополнением четвертого, «условного», и пятого, «белого», цвета. Условный цвет зависит от выбора необходимых по ходу действия оптимальных светофильтров и может быть желтым или сине-зеленым.
Для местного освещения игровых участков могут применяться светофильтры до 11 цветов.
Бассейн с водой, располагающийся на одной из накатных площадок, предназначается для физкультурных и других показов, а также для организации мощной фонтанной системы с высотой основных струй до 40 м.
Кроме общего освещения сценическими прожекторами, бассейн и фонтанная система будут иметь также и местное цветное динамическое освещение. Фонтанной системе будет обеспечена возможность принимать различные цвета, которые, чередуясь в любых сочетаниях, могут создавать всевозможную игру света. Воду в бассейне, а также и фонтан можно сделать и самосветящимися, что достигается добавлением в воду флюоресцирующих красителей. При облучении последних невидимыми ультрафиолетовыми лучами весь объем воды в бассейне станет светиться, а фонтан, распадаясь огненным дождем, будет создавать сказочную игру света и красок.
Накатная площадка со светящимся стеклянным полом предназначается для балетных выступлений, а также для постановок больших феерий. Площадка состоит из 1 тыс. камер треугольной формы, каждая из которых имеет систему цветного освещения. Светящийся пол может принимать всевозможные рисунки и расцветки. Он может быть мозаичного вида, принимать вид ковра и других различных рисунков, например, неровного пола с углублениями и возвышенностями (для эффекта полета балерины). Один рисунок будет сменяться другим аналогично смене декораций. Кроме этого, на светящемся полу могут быть созданы иллюзии движения рисунков, например, расходящегося веера, разноцветных спиралей, вращающихся в различные стороны, и т. д.
Оригинален будет ледяной хаток, находящийся на одной из накатных площадок, если сам лед по всей своей толще будет светиться, например, красным светом (при применении люминесценции).
Далее из категории История технологий: "Сценические устройства Дворца Советов. 1940 год. (3)"