Ранее из категории История технологий: ""

Мой старый друг велосипед

Представьте. Джиро д Италия. Эта известная гонка проводится в 2017 году уже в 100 раз. Неистовые болельщики с непременной спортивной атрибутикой (http://centoriaplus.ru/sportivnaya-atributika) и трещётками вдоль дорог Италии, Франции и Монако. А где-то впереди виднеется розовая майка лидера. По историческим меркам прошло не так много времени, а мы уже не представляем свою жизнь (а особенно детство) без нашего железного друга — велосипеда.
Предлагаю вашему вниманию несколько исторических фактов об этой странной механической машине.

Велосипед — это полуавтоматический экипаж, движение на котором достигается при помощи работы мышц нижних конечностей. Изобретение прообраза современного велосипеда приписывают китайцам (16 век).
Однако, усовершенствования, приблизившие велосипед к современному типу, связаны с работами европейских изобретателей 19 века (Драйс, Далзелл, Лальман, Мишлен и другие). Так, например, в 1855 году француз Мишо ввел впервые педали.

Широкое распространение велосипеда и развитие велосипедного дела начались с момента введения в его конструкцию подшипников шариковых, рам из стальных труб, цепной передачи и пневматических шин (1880-90 годы). С тех пор двухколесный велосипед начал широко применяться на всем земном шаре для спортивных целей и в качестве средства передвижения (в том числе для несения специальных служб — посыльные, почта, для специальных воинских частей — «самокатчики» и так далее).

Скорость движения на велосипеде колеблется от 9 до 30 км в час (гоночная — значительно больше). Передвижение на нем имеет большое преимущество перед ходьбой в отношении расхода энергии и времени (на единицу пути): при равной скорости перемещения расход энергии на нем почти в 4 раза ниже, чем при ходьбе; при равных расходах энергии — на нем скорость перемещения почти в 4 раза превышает скорость ходьбы.

Количество велосипедов в большинстве стран возрастало из года в год. Этому способствовала низкая их стоимость и улучшающееся состояние дорог. Однако, в странах экономически сильных (например, США) или гористых (Швейцария) велосипед постепенно вытеснялся мотоциклами и автомобилями. Развитию велосипеда в СССР сильно мешали, помимо состояния дорог, незначительные размеры производства и его высокая стоимость. К началу 1927 года в СССР было всего около 80 тысяч велосипедов.

В зависимости от специального назначения велосипеда, современные его конструкции отличаются некоторыми особенностями: облегченный тип гоночного велосипеда — с низкоопущенным рулем и приподнятым седлом (для уменьшения сопротивления встречного воздуха), особая форма рамы женского велосипеда, велосипед для развозки товаров, складной тип велосипеда (для удобства хранения и переноски) и так далее.

Помимо обычной конструкции двухколесного одноместного велосипеда, имеются велосипеды трех- и двухколесные для 2-х, 3-х и 4-х ездоков, находящие себе применение как в спорте, так и в хозяйственной области. Распространение их было незначительно. Лучшими велосипедом начала 20 века считались машины английского производства (БСА, Свифт, Энфильд), которые отличались прекрасной конструкцией и прочностью своих частей. Хороши также были машины дорожного типа германских фабрик (Миф, Дюркоп, Адлер), стоящие дешевле английских. Для гонок по треку были предпочтительны машины специальной легкой конструкции французских марок (лучшая — Бастиде).

Далее из категории История технологий: ""