Короткие заметки о технологиях из научно-популярных журналов за 1960 год.
Канаты из пластмассы
Американская фирма «Геркулес Паудер» производит морские канаты из полипропилена. Новый материал обладает рядом преимуществ по сравнению с обычными пеньковыми канатами: он в два с половиной раза легче (при той же прочности), а кроме того, не поддается воздействию вредных грибков, не разбухает в воде и плавает.
Клей вместо электросварки
Склеивание металлов при помощи искусственных смол получило сейчас уже широкое распространение. Но применяемые при этом склеивающие вещества приобретают необходимую прочность лишь после подогревания склеиваемых металлических деталей в специальных печах. Недавно удалось получить клеящие вещества, которые затвердевают уже на воздухе при нормальной температуре. Склеенные ими стальные детали показали прочность на срез от 120 до 140 кг/см. В Рурской области (Западная Германия) таким образом склеили целый мост.
Внушительная цифра
Среди грандиозных цифр, указанных в семилетнем плане развития народного хозяйства СССР, есть такая: в 1965 году химические комбинаты страны дадут труженикам сельского хозяйства 31 миллион тонн минеральных удобрений. По подсчетам ученых, для того, чтобы перевезти сразу такое количество продукции, потребовалось бы десять с лишним миллионов трехтонных грузовиков. Представьте себе, что все эти машины будут выстроены в ряд! Такая колонна может протянуться от Земли до Луны.
Подшипники-гиганты и подшипники-малютки
Когда в 1768 году в Петербурге устанавливали памятник Петру I, пришлось долго разыскивать подходящий камень для постамента. Наконец его нашли в 9 километрах от города. Но как сдвинуть с места и привезти камень, весящий 100 тысяч пудов?
Для этой цели было создано специальное приспособление. Представьте себе два бруска, в которых по всей длине выдолблен полукруглый желоб. В желоб одного бруска положили металлические шары и накрыли другим бруском. Сверху на эти своеобразные салазки поставили камень, обвязали его канатами и с помощью системы блоков стали тянуть вперед. Многотонный груз довольно легко сдвинулся с места. Так он и доехал до самого Петербурга. Конечно, нужно было во время перевозки наращивать нижний желоб и подкладывать в него шары, иначе камень съехал бы на землю.
Это приспособление послужило прообразом известного всем подшипника, который является сейчас составной частью любой машины. Современная техника знает подшипники-гиганты и подшипники-малютки. В ГДР изготовлен, например, подшипник весом 125 тонн (!) Он представляет собой обод, который охватывает барабан цементной печи и вращается с ним на двух опорных роликах. Диаметр внутреннего кольца —6 метров.
В Швейцарии же выпускают подшипники-малютки с наружным диаметром в 1,1 миллиметра. В подшипнике находятся три стальных шарика диаметром по 0,4 миллиметра. В спичечную коробку можно поместить 34 тысячи таких подшипников.
Деревья с «бутербродами»
В трудах И. В. Мичурина упоминаются деревья с «бутербродами». Так называл ученый каштаны и орехи, плоды которых, чрезвычайно питательные и сытные, содержат до 60 процентов жира и 20— 30 процентов белка. Действительно чем не бутерброды! Особенно ценным растением является грецкий орех, который дает до 73 процентов выхода масла. Это «универсальное» дерево, и его плоды находят разнообразное применение. Скорлупа ореха — хороший корм для свиней и топливо для промышленности. В зеленой скорлупе много дубильных и красильных веществ, которые используются в химии. Из самого же орехового дерева делают, как известно, красивую и прочную мебель (Roysswood). Продолжительность жизни грецкого ореха — 200 лет, в то время как обычное дерево живет лишь 30 — 40 лет. Плантации грецкого ореха в нашей стране расширяются.
Далее из категории История технологий: "История появления онлайн кинотеатров"