Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Убиение царевича Димитрия в Угличе (15 мая 1591 г)

Дворец св.царевича Димитрия и церковь Царевича на Крови в УгличеПодъезжая к Угличу Волгой, легко заметить на крутом мысу ярко-красного цвета церковь и небольшое каменное здание с старинным дубовым крыльцом, увенчанное золотым орлом; это церковь Царевича на Крови и дворец св. царевича Димитрия, служащие безмолвными памятниками совершившегося здесь печального события. По смерти паря Ивана Грозного (в 1584 г.) младший сын его Димитрий Уар, родившийся 19 октября 1583 г. от седьмого брака царя с Марьей Федоровной из рода Нагих, был отправлен своим братом Федором в Углич, который и пожалован ему в удел.

Здесь царевич поселился во дворце с своей матерью, няней и штатом служилых людей и детей боярских. Наблюдать за царевичем был назначен дьяк Михаил Битяговский с сыном и племянником Никитой Качаловым, которые доносили о жизни царевича в Москву боярину Борису Федоровичу Годунову, управлявшему делами государства вследствие слабости и неспособности царя Федора. Последний был бездетен, и царевичу Димитрию предстояло в будущем занять родительский престол, но судьба судила иное…

15 мая 1591 г. царевич после обедни вышел с мамкой Василисой Волоховой погулять. Встретясь с своими сверстниками, царевич начал играть с ними «в тычку», втыкать нож в брошенное на землю кольцо. Прошло несколько минут; вдруг ребята, игравшие с царевичем, подняли страшный крик и разбежались в стороны. На крик прибежала мамка и в ужасе увидела перед собой труп царственного младенца, трепетавшего с перерезанной шеей. Мамка подняла крик, на который прибежала мать, царица Мария, и ее братья. С колокольни соседней церкви послышался звук набата, и через несколько минут кремль наполнился бушующими толпами угличан. Плач матери, предсмертный стон младенца-мученика, крики ужаса и горя все это слилось вместе… Начали ходить взволнованные разговоры о подробностях убийства; говорили, что во время игры подошел кто-то к царевичу и спросил: «у тебя, царевич, новое ожерелье?» — «Нет, старое,» ответил ребенок и поднял головку, чтобы вытянуть бусы. Сверкнул нож, и царевич, обливаясь кровью, упал. В толпе пронесся слух, что царевич убит Волоховым и Качаловым в сообщничестве с мамкой и Битяговскими по приказу Бориса Годунова. Обезумевшая от ужаса толпа бросилась на подозреваемых и перебила до двенадцати человек. Немедленно дано было знать о случившемся в Москву, и оттуда прислан был для производства следствия боярин Василий Шуйский, который и донес царю Федору, что царевич в припадке падучей болезни накололся на нож и тем причинил себе смерть. Но народное предание обвиняет в убиении царевича Бориса Годунова, который, стремясь занять царский престол, пожелал устранить Димитрия, как единственного наследника. Предание попало в летописи, перешло в историю, и на Бориса пало позорное пятно подозрения в убийстве царевеча. Однако, до сих пор нельзя утвердительно сказать, насколько Борис Годунов замешан в этой истории.

Кончина царевича Димитрия имела роковое влияние на судьбу Углича. Московское правительство, разобрав донесение В. Шуйского, строго наказало угличан, обвинив их в самоуправстве и убийстве лиц, приставленных царем. Более 200 угличских семей с выдранными ноздрями и наказанных плетьми были сосланы в Сибирь, где населили город Пелым; туда же был сослан и набатный колокол, которому предварительно оторвали ухо и наказали плетью… Другие обыватели из страха разбежались в соседние города, и обезлюдел Углич, считавшийся в то время одним из цветущих городов края.

Когда царем сделался боярин Василий Шуйский, то по совету патриарха в 1606 году торжественно перенес мощи царевича Димитрия в Москву, где они находятся и в настоящее время в Архангелъском соборе.
В память 300-летия со дня убиения царевича Димитрия в 1892 году возвращен из Сибири в Углич ссыльный колокол и помещен во дворце царевича, заново перестроенном и обращенном в музей древностей.

Близ Углича, верстах в 6, находится «Грехов» ручей, где, по местному преданию, были брошены тела убитых угличанами лиц. Воспоминанием об этом же печальном событии служит в Угличе «детский» праздник. 16 мая, на другой день памяти убиения царевича, городские дети собираются в церкви Царевича на Крови, построенной на месте кровавого происшествия, и здесь слушают литургию, по окончании которой на Успенской площади служится в часовне молебен. Отсюда наряженная толпа детей и взрослых идет в городской сад, рядом с дворцом царевича, где и устраивается гулянье: приглашается музыка, являются торговки со сластями; учебные заведения в этот день бывают закрыты.

Закончим наш рассказ стихотворениями А. С. Пушкина из драмы «Борис Годунове».
а) Убиение царевича Димитрия.
«Ох, помню!
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку…
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал —
«Покайтеся!» — народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись — и назвали Бориса.».

б) Рассказ пастуха о чуд при гроб царевича Димитрия.
«В младых летах», сказал он, «я ослеп
И с той поры не знал ни дня, ни ночи до старости.
Напрасно я лечился и зелием, и тайным нашептаньем;
Напрасно я из кладезей святых кропил водой целебной темны очи,
Напрасно я ходил на поклоненье в обители к великим чудотворцам
Не посылал Господь мне исцеленья.
Вот, наконец, утратил я надежду и к тьме своей привык,
И даже сны мне виданных вещей уж не являли,
А снилися мне только звуки.
Раз в глубоком сне
Я слышу детский голос мне говорит:
«Встань, дедушка, поди ты в Углич град, в собор
Преображенья,
«Там помолись ты над моей могилкой; Бог милостив,
«И я тебя прощу» — «Но кто же ты?» спросил я детский голос.
«Царевич я Димитрий. Царь Небесный приял меня
«В лик ангелов своих, и я теперь великий чудотворец.
«Иди, старик». Проснулся я и думал: что ж?
Может быть, и в самом деле Бог мне позднее
Дарует исцеленье пойду. И в путь отправился далекий.
Вот Углича достиг я, прихожу в святой собор
И слушаю обедню, и, разгорясь душой усердной,
Плачу так сладостно, как будто слепота
Из глаз моих с слезами вытекала.
Когда народ
Стал выходить из церкви, я внуку сказал:
«Иван, веди меня на гроб царевича Димитрия».
И мальчик повел меня.
И только перед гробом
Я тихую молитву сотворил, глаза мои прозрели,
И я увидел и Божий свет, и внука, и могилку».

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""