Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Торговля и пути сообщения (2)

Предметами ввоза, кроме хлеба, являются материалы для обработки на местных фабриках и заводах: хлопок, нефть железо и т. д. Это, так  сказать, внешняя ввозная и вывозная торговля губернии и ведется она главным образом через города Ярославль и Рыбинск, находящиеся в центре водяных и железнодорожных путей. Что касается внутренней торговли, как  обмена произведений для удовлетворения местных потребностей, то она также весьма значительна, что объясняется большим количеством мелких промышленных заведений и фабрик.

И если Ярославскую губернию нельзя отнести ни к  земледельческим, хотя земледелие и составляет здесь преобладающее занятие, ни к  фабричным губерниям, то по справедливости ее следует признать губернией торгово-промышленною: число торгово-промышленных заведений, обложенных промысловым налогом, в 1899 году было 12,123. Ведется внутренняя торговля, кроме речных и железнодорожных путей, по грунтовым дорогам; три крупные льнопрядильные фабрики: ростовская, локаловская и романово-борисоглебская получают лен отовсюду по грунтовым дорогам, равно как  и многочисленные картофельнотерочные и паточные заводы Ростовского и Даниловского уездов.

Ярмарка в Ростове ВеликомГрунтовые дороги у нас никогда не отличались хорошим состоянием, так  как  надлежащее устройство их и содержание в постоянной исправности требует громадных затрат; первые шоссейные (мощеные) дороги в России появились всего лет 70 назад; в нашей губернии казенное шоссе идет на протяжении 83 верст из Москвы к  Ярославлю через Ростов с ветвями на село Великое и Борисоглебские Слободы; по остальным дорогам производились только частичные поправки: ставились мосты, заравнивались рытвины, проводились канавы для стока, вод; за последнее время губернское земство приступило к  постройке собственных шоссе, в которых наш край так  нуждается, потому что количество грузов, проходящих по грунтовым дорогам, считается миллионами пудов; так, например, по ростовско-угличскому тракту (74 версты) проходит около 3 миллионов пудов груза, по тракту Рыбинск-село Большое (37 вер.) до 2 1/2 миллионов пуд.; свыше миллиона пудов идет по ярославско-угличскому (95 вер.) и ярославско-костромскому (луговой стороной), около миллиона пудов по рыбинско-пошехонскому тракту. Дальше, при кратком обозрении губернии по уездам, мы укажем предметы торговли каждого уезда: теперь лишь отметим развивающееся за последние годы усиление сельской торговли в ущерб торговле городской. По мере того как  железные дороги все более и более облегчают передвижение грузов, торговля и промышленность, составлявшие не так давно исключительную принадлежность городов, стали заметно переселяться в деревни, и города, которые вели когда-то крупную торговлю, служа как  бы складочным местом товаров для соседних сел, падают; сельский торговец начинает стремиться к  заготовке товара, если не из первых рук, то по крайней мере непосредственно от крупных столичных фирм; в этом отношении немаловажную услугу оказывают так  называемые «коммивояжеры», т.е. путешествующие приказчики, которые, имея при себе образцы товаров, помогают мелкому торговцу знакомиться с крупными производителями и вступать в непосредственные сношения с крупными торговыми фирмами Ярославля, Рыбинска, Москвы и Петербурга, получая от них товар более свежий и избегая лишней переплаты посредникам. Так, заметно упала торговля в Мологе, Угличе, Любиме и во всех других городах, исключая Рыбинска и Ярославля; зато возникли сельские торговые пункты, как, напр., Некоуз, Лацкое и др.

Железные дороги мало-помалу уничтожают и значение ярмарок, ярким примером чего может служить история знаменитой Ростовской ярмарки. Возникла эта ярмарка около 300 лет назад и, постепенно развиваясь, стала одною из самых больших во всей России; обороты ее в одно время достигали до 8 1/2 миллионов рублей, и продолжалась она первые три недели великого поста. В настоящее время она едва выдерживает неделю, и привоз товаров на нее, не достигает уже миллиона рублей. Также заметно падает ярмарка и в Ярославле (с 5 марта по 25 марта), снабжавшая весь север посудою; проведение железной дороги до Архангельска избавило торговцев от необходимости делать крупные закупки товара на ярмарке, когда есть возможность получать товары во всякое время года гораздо скорее. Об ярмарке в Рыбинске (с 22 июня по 9 июля) остается одно воспоминание: если б не балаганы, карусели и т. п. неприхотливые развлечения, устраиваемые на время ярмарки на площади, то ее совсем бы не было и заметно. Всех ярмарок  в Ярославской губернии около 80, но они представляют из себя лишь подобие больших базаров. Некоторые из них держатся довольно крепко, и железные дороги для них неопасны; это ярмарки лесные, льняные и т. п., продолжающиеся большею частью один-два дня.

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""