Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Св. Димитрий, митрополит Ростовский.

Св. Димитрий, митрополит Ростовский.
(1651-1709 г.).

Святитель ДимитрийСвятитель Димитрий был определен Петром I на место ростовcкого митрополита в 1702 году; он был родом из малороссов и родился близ Киева, где по достижении совершеннолетия и постригся в монахи. Его проповеди и ученость скоро обратили на себя всеобщее внимание; ему поручено было составление «Жития святых» русской церкви. Проповедническая деятельность его стала известна Петру I, который всюду искал умных и энергичных людей; он вызвал Димитрия в Москву и назначил было митрополитом Тобольским (в Сибирь), но по просьбе святителя, которому хотелось закончить составление «четьи-миней», отменил это назначение и определил митрополитом Ростовским.

Здесь святитель Димитрий со всею ревностью отдался попечениям о вверенной ему пастве. Глубокая тьма невежества лежала тогда на всех. Нe только миряне, но и духовные лица почти совсем не знали самых главных истин христианского учения. Не понимая святости своего служения, священники отличались крайней небрежностью в исполнении своих высоких обязанностей, вели себя нетрезво, были корыстолюбивы, духовные требы исправляли только у богатых, а к бедным даже в смертной опасности не ходили для напутствия. Святитель Димитрий был глубоко опечален всем, что видел, и в своих посланиях к духовенству начал поучать его. Так как все недостатки духовенства происходили более всего от его непросвещенности, то святитель устроил в Ростове при своем доме училище для детей духовенства, где сам был главным учителем и воспитателем; он часто заходил в училище, слушал учеников, иногда заменял учителей и сам объяснял уроки. Святителя Димитрия беспокоило также обилие раскольников, которые встречались даже среди духовенства. В селе Курбе он увидел священника Давида, который открыто держался старой веры, а когда святитель обратился к нему с увещанием, так тот обозвал его еретиком; отставленный от прихода, Давид жаловался на митрополита вдовствующей царице, которая хлопотала, чтобы его возвратили в Курбу, но святитель на это не согласился.

Св. Димитрий много потрудился над искоренением раскола: он часто ездил в Ярославль и говорил здесь поучения против старообрядцев. К нему относились с большим доверием и часто обращались за разъяснениями. Однажды, когда святитель шел от обедни домой, к нему подошли два ярославца и спросили: «Владыко, как ты велишь? нас заставляют брады брить, а мы готовы главы наши за брады положить. Лучше нам, да отсекутся главы наши, неже да бриются брады наши». Святитель спросил:
— «Если отрубят голову, то вырастет ли вместо нее другая голова?»
— Нет, не вырастет.
— «А если обрить бороду, вырастет ли другая брада?»
— Брада вырастет.
— «Итак, лучше вам не пощадить бороды, нежели головы. Если и десять раз обреете бороду, она опять вырастет, а если отрубят голову, то она уже никогда не вырастет».

Яковлевский монастырь в РостовеНе довольствуясь для обличения раскола церковными поучениями, святитель написал еще большую книгу «Розыск о раскольнической брынской вере». Книги тогда вообще были большою редкостью, почему не только простой народ, но и лица духовного сана не знали важнейших истин веры. Св. Димитрий, заботясь о просвещении, написал много книг и поучений; одних проповедей его напечатано около ста. Все творения святителя отличаются простотою изложения и теплотою религиозного чувства и в то же время говорят о его высокой образованности и начитанности; он писал и духовные драмы, из которых многие были играны у него в Ростове, а драма «Эсфирь» была поставлена на придворном театре в Петербурге.
За свою праведную жизнь и постоянные труды святитель Димитрий пользовался от всех глубоким уважением и любовью; царь Петр I часто вызывал его в Москву для проповеди. Но эти труды и заботы надломили его здоровье. Осенью 1709 года святитель занемог и в ночь на 28 октября скончался, стоя на коленях перед иконою. После него не осталась никакого имущества, кроме обширной библиотеки: он все роздал бедным еще при жизни. Мощи его находятся в Ростове, в Спасо-Яковлевском монастыре.

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""