Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Откуда мы узнаем далекое прошлое?

Очерки из истории Ярославского края.
1. Откуда мы узнаем далекое прошлое?

Вид Ростова с озера1000 лет назад весь наш край представлял собою необозримую глушь, покрытую лесом, реками, озерами и болотами. Городов, сел и деревень, какие мы видим теперь, тогда не было; русская земля только что зачиналась. Об этих далеких временах мало имеется достоверных сведений. Мы уже говорили (см. гл. «Население»), что задолго до образования русского государства наш край был заселен языческими финскими племенами. Занятия этих племен заключались главным образом в звероловстве и рыболовстве; одежду их составляли шкуры, но им уже было знакомо льноводство и производство тканей; они обрабатывали и металлы. Племена эти боготворили лес и воду, верили в загробную жизнь. Они жили общинами и вели обширную торговлю. Откуда мы узнаем об этом? (сайт Береста)

Слабые следы первых обитателей Ярославского края сохранились в чуждых для нас названиях рек и селений, в различных предметах, находимых в курганах, в народных сказаниях и былинах и, наконец, в летописях. Исследованием глубокой старины, разработкою вопросов о давнопрошедших временах, изучением и сохранением памятников древности занимаются губернские ученые архивные комиссии, в состав которых могут входить все лица, которых интересует прошлое своей родины. Ярославская архивная комиссия существует 12-й год, и в ее распоряжении находится довольно значительная библиотека, составленная из рукописей и старинных изданий; ею же устроен музей, т.е. собрание различных предметов, относящихся к местной старине сюда поступают монеты, домашние вещи и оружие, находимые при раскопках курганов.

Последних в Ярославской губернии очень много, особенно в Мологском уезде (до 500). По мере того, как соха захватывает все большее и большее пространство, число курганов заметно уменьшается распахиванием и значительная часть их уже исчезла бесследно. Курганы нарочно раскапывают археологи, чтобы узнать их происхождение. Иногда в раскопанных курганах, кроме человеческих скелетов (костяков), ничего не находили, но и костяки дают возможность делать важные выводы: по строению костей черепа определяется народность, по положению скелета-способы погребения, религия, обычаи, обряды и т. п. А это получает тем большее значение, когда приходится иметь дело с племенами доисторическими, уже исчезнувшими, о которых всякое новое сведение очень дорого. В курганах по р. Сити, например, все костяки оказались обращенными головою на запад; у головы нашли серьги о подвесками, между пальцами рук — медные проволочные кольца, на ногах-остатки полуистлевшей кожаной обуви, необыкновенно толстой. На многих костяках оказались следы холодного оружия: или перерублены кости, или проломлен череп, или даже находились обломки ножа между ребрами. Все это ясно говорит о погребении под этими курганами лиц, павших в какой-то битве. Много курганов находится также в Угличском, Ростовском и Ярославском уездах; при раскопке некоторых из них (по р. Саре) найдены арабские монеты VIII века. В селе Угодичах найдена римская монета Императора Домициана, жившего в 1-e столетие после Рожд. Христова; находили монеты греческие разных времен эти находки монет свидетельствуют о торговых сношениях обитателей этого края с народами Европы и Азии. Курганы встречаются повсеместно в губернии и представляют большой интерес для исследования старины.

С появлением на Руси христианства появилась, как мы уже говорили, и грамотность, а вместе с тем явились и письменные памятники древности; важнейшие из них- летописи. Это-записки, которые велись год за годом благочестивыми людьми, преимущественно в монастырях; монастыри привлекали к себе богомольцев, от которых летописец узнавал, что делается на матушке Руси, и заносил в свою летопись. Летописи велись одновременно в разных местностях, и из сличения их можно было составить понятие о стародавних событиях. Составление первой летописи долгое время приписывалось преподобному Нестору, монаху Киево-печерского монастыря, жившему в XI веке, лет 200 спустя после начала русского государства; но позднейшие исследования показали, что начальная летопись не есть произведение одного какого-либо лица, но представляет собрание совершенно самостоятельных частей, написанных разными лицами. В начальной летописи имеются указания и о первых обитателях нашей земли, и о первых князьях, и о крещении русского народа. О нашем крае велись летописи ростовская и угличская. Все сведения о первых временах летописцы почерпнули уже не от очевидцев, а из народных преданий, т.е. из устных рассказов, которые передавались из рода в род, от отца к сыну, от сына к внуку и т. д. Конечно, при передаче рассказы эти изменялись: не всякий обладал хорошей памятью, чтобы точно запомнить, что он слышал, и потому, пересказывая слышанное, кое-что пропускал, кое-что прибавлял от себя, и в конце концов предание нередко теряло всякое подобие истины. Летописец записал предания в том виде, в каком они дошли до него; поэтому относиться к ним следует осторожно, как и к былинам т. е. к сохранивишмся до сих пор в народе рассказам о былом; но, погрешая против исторической истинны, предания и былины знакомят все-таки нас со многими сторонами жизни наших предков. Вот почему в настоящее время старательно собираются, записываются и сохраняются всякого рода предания, былины, а равно сказки, старинные песни, игры, поверья и т. п.
На основании преданий и летописей мы сообщим, что известно о возникновении первых городов в нашем краю.

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""