Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Образование — 1

«Все говорят, что бедный наш народ
Поймет свое высокое призванье,
Со временем окрепнет, возрастет…
Прекрасное благое упованье!
Но мнится мне, с тоской непобедимой,
Что тот, чье детство протекло
В невежественной тьме непроходимой,
Укоренявшей пагубное зло;
В кого с невинных первых лет
Любви к  благому не вселили,
В ком рядом тяжких смут и бед
Самосознание убили
И истины прямой отрадный свет
Предубежденьем заслонили, —
О, тот растет неправильно и тупо
И не дойдет развития вполне…
Живет и умирает глупо
В своей печальной старине!
Ю. Б. Жадовская.

С принятием христианства были положены первоначальные основы русского просвещения. Первые русские христианские князья, Владимир Святой и Ярослав Мудрый, много заботились о насаждении грамотности; по летописи, князь Владимир Святой велел собрать сыновей бояр, чтобы обучить их грамоте; Ярослав в 1030 году собрал 300 детей из крестьян и из детей священников, чтобы, научив их грамоте, определить в священники. Было бы неправильно, однако, думать, что этими князьями были основаны училища или школы грамоты; были отдельные частные лица, занимавшиеся обучением грамоте. Желающих учиться было тогда очень немного; нередко сами князья были неграмотны; учились только те, кто хотел идти в духовные. Так  продолжалось очень долго, несколько сот лет.

Император Петр Великий дал сильный толчок  развитию русского народа; начала понемногу прививаться грамотность. Учителями явились священники, дьячки, «мастерицы»; последние особенно часто встречались в среде староверов; это были старые девы, занимавшиеся чтением «канунов» по умершим; все обучение их ограничивалось псалтырем и часословом. Лишь сто лет с небольшим, при императрице Екатерине II, правительство приступило к устройству настоящих училищ во всех городах. В 1786 — 89 г. г. были открыты первые народные училища в Ярославле, Ростове, Угличе, Мологе, Романове, Рыбинске и Пошехонье. Нельзя сказать, чтобы эти училища, были встречены населением очень сочувственно учащихся в них было немного; города не оказывали им серьезной поддержки.

Но жизнь шла быстро вперед, сознание в необходимости грамотности все росло и росло, и к  1840-50 г. грамотный купец или мещанин перестал быть редкостью. Гораздо хуже в это время обстояло дело в селах и деревнях, где школы вообще были большой редкостью, и только с падением крепостного права и с введением земских учреждений началось повсеместное открытие школ. Первое губернское земское собрание в Ярославской губ. было в 1865 году уже на другой день после открытия земская управа заявила собранию, что «ярославское земство, постигая всю важность и благия последствия умственного и промышленного развития народа, признало безотлагательною потребностью устройство в губернии в возможно большем числе школ…

Ярославская губерния, географически поставленная при соединении водных сообщений, служит передаточным пунктом обширной торговли востока с западом и севером, не только внутренней, но и заграничной; оттого промышленный характер губернии, сделавшись как  бы врожденным, отличается особенною живостью и сметливостью в делах. Только недостаток  народного образования препятствует развитию того благосостояния, которое Ярославская губерния могла бы приобрести для себя и передать многим другим, связанным с нею водными путями».

Полезная информация. Сегодня вопрос с доступностью образования стал значительно проще. Образовательный центр «Каменный город» работает в сфере повышения квалификации специалистов и проводит дистанционное обучение с 2010 года.
Будет не лишним узнать, что за это время здесь прошли обучение более 10000 педагогов из школ, средне-профессиональных учебных заведений, организаций культуры и спорта и других муниципальный учреждений России.Рекомендуем.

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""