Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Искусственные водные пути

Нагрузка баржРеки, подобной Волге по длине, нет во всей России. Много стоит на ней больших и малых городов, сел и деревень, фабрик и заводов. До 1000 пассажирских и буксирных пароходов плавает по водам ее, а барок, лодок и других непаровых судов и не сосчитаешь… Миллионы пудов разного товара грузится и разгружается на ее пристанях; масса рыбы вылавливается из нее и ее притоков. Ко всем большим городам на Волге подошли железные дороги, и всем им Волга дает работу. Велико значение могучей Волги, много людей кормит она, и народ хорошо понимает это и недаром называет ее «матушкой-кормилицей». Кипучая жизнь на Волге и ее притоках начинается; с наступлением весны. Особенно оживляется Волга у города Рыбинска, куда собирается обширный хлебный караван; хлебородные низовые губернии: Симбирская, Самарская и Саратовская шлют излишек своего хлеба на север и в Петербург, Либаву, а оттуда заграницу; посредником в этом отношении является город Рыбинск, который с открытием навигации делается неузнаваемым: до 30 тысяч человек пришлого люда собирается сюда на работы. Множество больших и мелких судов приходит с низовья и верховья Волги и из ее притоков. Так как только после впадения Мологи и Шексны Волга делается шире и полноводнее, то и суда, приходящие в Рыбинск снизу, гораздо крупнее, чем верховые; в Рыбинск приходят барки с грузом иногда более 100 тысяч пудов, а между тем кверху могут отправляться с нагрузкою лишь от 2 до 15 тысяч пудов. Поэтому здесь, у Рыбинска, товары перегружаются с низовых судов на более мелкие, которых требуется вчетверо больше, чем крупных барок; вследствие этого по Шексне, Мологе и их притокам производится в большом количестве постройка судов, стоимостью от 500 руб. (унжаки, коломенки) до 2000 руб. (тихвинки, берлины, полулодки). Три четверти всех этих судов, нагруженных хлебом, солью, железом и др. товарами, уходит из Рыбинска в Шексну, так как отсюда они водою могут пройти до самого Петербурга.

Здесь необходимо заметить, что в соседней Новгородской губернии проходят Валдайские возвышенности и их отроги, составляющие водораздел, вследствие чего одни реки текут к северу и северо-западу (Балтийский бассейн), другие к югу и юго-востоку, к Волге (Каспийский бассейн): некоторые из этих рек, текущих в разные стороны, так близко подходят своими истоками друг к другу, что весною, во время разлива, едва не сливаются вместе. Это замечательное явление природы было известно уже нашим предкам — славянам, которые с незапамятных времен жили в этом краю. Ведя издавна обширную торговлю, новгородские славяне пользовались для нее великим водным путём «из варяг в греки», т.е. из Балтийского моря в Черное, именно по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ильменю, Ловати, мелким речкам и волоком до Днепра и, наконец, по Днепру.

Другой удобной торговой дорогой для новгородских славян служила Волга с ее притоками: Тверцой, Мологой и Шексной, приближающимися своими истоками к рекам Балтийского бассейна. И вот, через наш край новгородские торговые люди направлялись на юг; в местах водораздела они перетаскивали свои небольшие суда «волоком» и, таким образом, пользуясь природными удобствами, попадали на Волгу; отсюда между прочим они плыли Которостлью до озера Неро, далее опять волоком в реку Нерль, по которой спускались в Оку; тогда и зародился при истоке Которостли город Ростов. Так продолжалось весьма долгое время. Первый, кто обратил внимание на замечательный водораздел новгородского края, был царь Петр Великий; озабочиваясь развитием торговли и улучшением путей сообщения, он несколько раз был в этом краю, лично знакомясь с условиями местности; в бытность свою в Голландии он подробно изучил, что сделано было голландцами в борьбе с природой, и, выписав оттуда мастеров, немедленно приступил к прорытью Вышневолоцкого канала между реками Тверцой и Цной (Тверской губ.), несмотря на то, что тогда шла у нас война с Швецией. Канал был прорыт (в 1708 году), и впервые волжские суда начали водою попадать в Неву, к только что заложенному царем городу Петербургу. Петр задумал каналами соединить Мологу и Шексну с реками Балтийского бассейна с этой целью он прислал сюда для изысканий английского инженера, но не успел довести начатое дело до конца, и только почти через сто лет после него, при Императоре Александре I мысль эта была приведена в исполнение. В 1808 году окончен постройкою Мариинский канал, соединивший реку Ковжу, впадающую в Бело-озеро (из которого вытекает Шексна) с рекою Вытегрою, текущею в Онежское озеро отсюда рекою Свирью, Ладожским озером и Невою суда попадают в Петербург.

Устройство канала требует много средств и труда, но дешевизна и удобство перевозки товаров водою настолько очевидны, что не приходится останавливаться, ни перед какими затратами. При устройстве каналов соединительных наибольшее препятствие представляют возвышенности, образующие водораздел; их нужно прорезать и вынуть при этом массу земли; человек и здесь оказался победителем: чтобы уменьшить земляные работы при копании канала через водораздел, устраивается на разной высоте ряд водных бассейнов, отделенных друг от друга шлюзами (наклонными водяными воротами) самый верхний бассейн называется раздельным; от него спускается по обе стороны ряд понижающихся бассейнов. Вода в этих бассейнах держится взаперти шлюзами, которые открываются по мере надобности, когда подходят суда. Кроме соединительных каналов, устраивают еще обходные каналы близ озер (Белого, Онежского, Ладожского и др.), так как плавание по озеру не всегда безопасно вследствие частых ветров и бурь. Весь путь от Рыбинска до Петербурга водою составляет 1071 версту и открыть для плавания около 6 месяцев в год. По этому пути идут унжаки, коломенки, мариинки, тихвинки, полулодки при помощи парохода, конной и местами даже людской тяги. Мариинский путь является самым дешевым из всех путей, ведущих к Петербургу: за провоз 1 пуда от Рыбинска берут всего 4 коп. и 8 к. обратно; средняя продолжительность тяги за весь путь около 45 дней. Чтобы судить о грузах, идущих Мариинскою системой, заметим, что в первое 10-летие после открытия системы количество их не превышало 2 миллионов пудов, в 50-х годах возросло до 21 миллиона, а в 1897 году из Рыбинска отправлено было около 49 миллионов хлебных грузов, керосину, нефти и нефтяных остатков.

Продолжение на следующей странице

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""