Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Искусственные водные пути — 2

Нагрузка товаровС появлением пароходства на Волге и развитием железнодорожных путей значение Мариинской водной системы усилилось, но вместе с тем яснее обнаружились ее коренные недостатки; быстрая, точная, безостановочная доставка товаров по железной дороге заставила опасаться, что водная система с ее мытарствами в долгом пути не выдержит соперничества; но опасения эти не оправдались, и развитие железнодорожной сети не сократило движения по Мариинской системе. Главный недостаток ее заключался в том, что судопромышленники, отправлявшие товар из Рыбинска к Петербургу, никогда не знали, к какому сроку они доставят груз и сколько это будет стоить; суда шли и лошадиной тягой, и цепной (туэрной), и буксирной (паровой). Особенно много хлопот доставляло применение лошадиной и людской (бурлаки) тяги; бечевник ( Бечевник — береговая полоса в 10 сажен ширины, предоставленная законом в общее пользование.) не всегда отличался исправностью, часто заливался водой, лошади и люди нередко тонули; мешали движению и массовые заболевания скота сибирской язвой, что вредно, конечно, отзывалось и на прилегающих к бечевнику местностях; лошадиные кости нередко попадались целыми грудами по берегам.

Туэрная цепь впервые была проложена по дну Шексны в 1866 году; туэр (судно с паровой машиной, в роде парохода) поднимает эту цепь из воды, навертывает ее на особый находящейся на нем вал и таким образом, хватаясь за цепь, идет впереди спуская цепь обратно в воду, и тащит за собою от 3 до 6 груженых судов. Особенные волнения судовщикам доставляло непостоянство глубины в системе, так что невозможно было рассчитать вперед, с какой нагрузкой следует идти; иногда какое-нибудь чересчур перегруженное судно станет впереди на мель и загородит весь фарватер, так что в этом месте скопляется множество судов и все должны дожидаться, пока переднее судно паузится, т.е. разгружается, или дожидаться прибыли воды. Суда, отправлявшиеся в Петербург, не успевали в течение одной навигации возвратиться назад и потому продавались в Петербурге на слом за четверть цены; вследствие этого не было никакого расчета строить суда прочные, строили дешевые, на одну «путину», и на это тратилась масса лесу. Все это заставило признать переустройство пути необходимым; решено было приспособить путь к пропуску судов в 30 сажен длины и с осадкою до 10 четвертей.

В 1886 году устроен Ново-Мариинский канал, в 8 верст длины, взамен прежнего, который совершенно заброшен; канал стоил два миллиона рублей; кроме того, в 1890-6 годах перестроены все шлюзы, выпрямлены, расширены и углублены реки и каналы и в порожистых частях Шексны устроены новые шлюзы; эти работы стоили правительству свыше 12 1/2 миллионов рублей, зато путь приспособлен для плавания судов с подъемом до 40 тысяч пудов, так что большая часть волжских грузов получила возможность доходить до Петербурга без перегрузки, а от этого сокращается время и ценность доставки; однако и теперь лошадиная и бурлацкая тяга еще не вывелись.

Чем больше улучшался Мариинский искусственный путь, тем больше сокращалось движение по другому искусственному пути — Тихвинскому, начинающемуся от устья реки Мологи и ведущему также к Петербургу. Тихвинская система открыта на три года позднее Мариинской и предназначалась для небольших судов, преимущественно для перевоза ценных заграничных товаров на Макарьевскую (впоследствии Нижегородскую) ярмарку. Система эта значительно короче Мариинской (от Мологи до Петербурга 813 верст) и грузы доставляются скорее недели на две, на три: от Рыбинска до Петербурга идут 29 дней, обратно 26 дней; тем не менее, провоз по ней обходится значительно дороже: до Петербурга берут 13 к. с пуда, обратно 11 коп. Объясняется это тем, что речки, входящие в состав Тихвинской системы, очень мелки и могут пропускать суда с нагрузкою не выше 3500 пуд.; суда эти носят названия «тихвинок» и «соминок». С Волги к Петербургу идут этой системой рыба и фрукты, из Петербурга — москательные и бакалейные товары, а с пристаней по самой системе — почти исключительно лес и дрова. В первые годы существования Тихвинская система по количеству грузов не уступала Марьинской, но в то время, как последняя все улучшалась и расширялась, первая совсем не исправлялась и приходила мало-помалу в упадок; количество грузов заметно уменьшалось (в среднем за последнее 10-летие проходит в год около 1 миллиона пуд.), а со времени переустройства Мариинского пути волжские грузы, почти совсем перестали следовать через Мологу. Однако, не имеется в виду забрасывать этой системы, как то случилось с Вышневолоцкой (начинающейся от г. Твери); решено приступить к ее переустройству.

Продолжение на следующей странице

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""