Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Безвестный герой смутного времени

Преп. Иринарх затворник РостовскийРусский народ на плечах своих вынес тяжёлые бедствия смутного времени, когда не было царя, не было патpиapxa, не от кого было ждать помощи; сила народная оказалась несокрушимою. Из народа вышел нижегородский мясник Козьма Захарович Минин; мужики первые поднялись на защиту гибнувшего отечества. В это время проживал в Борисоглебском монастыре, в 15 верстах от Ростова, затворник Иринарх, добровольно удалившийся от мира. Он родился в 1548 году от крестьянина Ростовской области, деревни Кондакова, назывался в мире Ильёй; до 30 лет Илья занимался торговлею в Ростове, где имел собственный дом и хоть дела шли хорошо, но он но увлекался барышами; остатки их раздавал бедным, а сам свободное время употреблял на занятия грамотой у одного посадского человека.

Узнав суетность мирской жизни, Илья решился уйти от соблазна, передал дело матери и отправился на р. Устре, в монастырь к Борису и Глебу, где постригся в монахи под именем Иринарха, и около 40 лет жил безвыходно в келье, заковав себя в цепи. Тяжелые времена, настали на Руси, и чем тяжелее становилось русскому народу, тем длиннее увеличивал Иринарх свои вериги. Впервые возложил, он на себя трехсаженные цепи, когда узнал об отмене Юрьева дня, когда крестьяне лишились воли; в Угличе погиб царевич Дмитрий — Иринарх прибавил цепей еще на три сажени: прекратился, царствующий дом Рюрика — цепи преподобного удлинились до 9 сажен: не стало на Руси вовсе царя — он носил уже цепей 20 сажен и не снимал их до самой своей кончины в 1616 году, когда мало-по-малу начал водворяться порядок в русской земле. Всё время он проводил в труде: для братии вязал одежды и клобуки, шил одежду нищим, отдавал им последнее, что имел. В то же время он зорко следил за тем, что делалось на Руси, узнавая о событиях от тех, кто приходил к нему поделиться горем, утешиться в несчастии. Слава об иноческих подвигах Иринарха, о его добродетельной жизни и прозорливости выходила далеко за пределы ярославского края; он предсказал, между прочим, царю Василию Щуйскому бедствия России и нашествие поляков, его советами пользовались многие известные люди того времени; являлись за благословением в келью князь Михаил Скопин-Шуйский, князь Д. М. Пожарский, Козьма Минин.

ВеригиНесомненно, преподобный затворник поддерживал упадавший дух народа и воодушевил многих на освобождение России. В житии, составленном учеником его, иноком Александром, рассказывается, что за благословением к нему приходил польский полководец Ян Сапега, которому было известно, что преподобный Иринарх поддерживает сторону Василия Шуйского и пользуется громадным влиянием в населении. На вопрос Сапеги об этом, старец бесстрашно отвечал: «Аз в Руси рожден и крещен, и аз за русскаго царя Бога молю». Затем он начал упрекать Сапегу за его разбой и требовал, чтобы тот оставил в покое русскую землю, иначе грозил ему смертью на чужбине. Сапега смутился и вышел, приказал своему отряду из уважения к преподобному затворнику не трогать монастыря, а затем вскоре и совсем удалился из ярославского края. Когда затем пришел к преп. Иринарху один из панов с известием, что Сапега убит под Москвою, старец сказал: «И вам не быть живыми, если не уйдете в свою землю». Известно также, что преподобный Иринарх побуждал князя Д. М. Пожарского, медлившего выступать из Ярославля, отправляться на освобождение Москвы, послав ему свое благословение.

Крест и цепиВо время похода на Москву князь Пожарский с Козьмой Мининым посетили в монастыре преподобного, который благословил их своим крестом и предсказал полный успех. Сильна была вера в преподобного Иринарха, и многие в нем находили подкрепление на борьбу с врагами. А время было такое, что каждое слово ободрения, слово надежды дорогого стоило… После освобождения Москвы от поляков Борисоглебский монастырь, в воздаяние заслуг затворника Иринарха, был освобожден от доставления съестных припасов, собиравшихся тогда повсюду для войска. Преподобный Иринарх погребен близ церковного притвора в ископанной им самим могиле. Цепи, вериги, путы, кресты все эти тяготы безвестного героя смутного времени хранятся и по-сейчас в Борисоглебском монастыре.

 

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""