Ранее из категории Политика: ""

Битва англо-египетских войск с дервишами под Омдурманом.


Битва англо-египетских войск  с дервишами
под Омдурманом. (Рис. на стр. 799.)

             Стремления английской политики создать на африканском, материке новую «британскую империю» близки к  осуществлению. Задумав раскинуть свои владения через всю Африку, от нильской дельты и Каира до мыса Доброй Надежды, Англия твердо и неустанно движется вперед, снарядив сильнейшую экспедицию под начальством генерала Китченера из английских, египетских и суданских войск. После целого ряда ожесточенных битв с дервишами в Судане, генерал Китченер 21го августа подступил к  крепости Омдурману, главной резиденции махдистов. Омдурман расположен на левом берегу Белого Нила и специально укреплен для защиты лежащего насупротив его Хартума—предмета давних вожделений англичан. Здесь сосредоточились главные силы дервишей, и от успеха битвы зависел весь дальнейший успех экспедиции.
             Когда кавалерийские патрули донесли, что армия дервишей подвигается в боевом порядке, растянувшись почти на 4 мили, англо-египетские войска приготовились к  встрече их, заняв позицию у Агаизы: англичане — на левом фланге, суданцы в центре, египтяне на правом; между ними разместились батареи митральез Максима и батареи Максим-Норденфельдтовских пушек  для прикрытия обоих флангов. Две египетских бригады стояли в резерве. Неприятель, показавшийся в 7 ч. утра, бросился сперва на левый фланг англичан, но, не выдержав сомкнутого огня, хотел атаковать центр. Храбрость дервишей не поддается описанию; поле битвы было словно снегом покрыто их трупами в белых бурнусах. Митральезы центра сделали свое дело. Дервиши отступили, а египетская армия двинулась по направлению к  Омдурману. Дервиши между тем стянулись к  соседним высотам у Нила, оправились и 15тысячною массою с черным знаменем халифа ринулись на правый фланг египтян, стойко державшийся под защитою митральез и орудий на судах, в течение десяти минут, пока центр и левый фланг производили обходное движение и овладевали покинутою позициею дервишей. Дервиши очутились в огненном кругу.

          Перекрестный огонь быстро разредил их сомкнутую массу, и к  11 часам, когда генерал Китченер отдал приказ своим войскам двинуться на Омдурман, только небольшая горсть дервишей нашла спасение в бегстве. Отряд кавалерии отрезал ей отступление на Омдурман и загнал в пустыню; остальные же войска, с Китченером во главе, вступили в 4 часа дня в Омдурман. В руках Китченера красовалось черное знамя халифа. Последняя твердыня махдизма пала, и 150 несчастных, долгие годы томившихся в плену у Махди, получили свободу; среди освобожденных находились австрийская сестра милосердия и немец Нейфельд. Подсчитать потери дервишей невозможно, но их пало не менее 15.000. Англо-египетские войска потеряли 500 человек. В числе убитых был корреспондент «Times» и «New-York-Herald», Говард, все время находившийся в огне.

          
          Двинувшись после этой блестящей победы вперед по Судану, англичане, однако встретили вскоре препятствие на том же Белом Ниле, в маленькой крепостце Фашоде, которую генерал Китченер не мог занять, так  как  она оказалась уже занятой европейцами —  французской экспедицией Маршана, предупредившего англичан. Это столкновение европейских интересов в пустынях Африки вызвало в настоящее время жгучий вопрос дня в политическом мире. Особенно разгорелись страсти в Англии, где печать потребовала, чуть ли не объявления войны Франции, если она не прикажет Маршану удалиться из Фашоды. Но, благодаря спокойствию французского министерства иностранных дел, спор этот, надо надеяться, будет улажен путем миролюбивого соглашения. Переговоры по этому поводу уже начались.

Далее из категории Политика: ""