Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Факты достойные внимания

Некоторые особенности военного искусства в берлинской операции (3)
Начало статьи:
"Некоторые особенности военного искусства в берлинской операции (2)"

Для стрельбы по верхним этажам зданий широко и эффективно использовались 120-мм минометы и зенитные орудия. В узких улицах, где невозможно было действовать тяжелым орудиям, широко применялись реактивные снаряды М-31. Они укреплялись в оконных проемах здания напротив штурмуемого объекта, и стрельба производилась с близкого расстояния.
С 21 апреля по 2 мая по вражеской обороне в Берлине было произведено почти 1 млн. 800 тыс. артиллерийских выстрелов и обрушено 36 тыс. т металла.

Ни в одной операции минувшей войны не осуществлялся так широко маневр крупными артиллерийскими соединениями, как в Берлинской. Так, например, для обеспечения форсирования 3-й гвардейской танковой армией р. Шпрее и Тельтов-канала с 19 по 23 апреля было переброшено пять артиллерийских дивизий.
В использовании бронетанковых и механизированных войск также было много особенностей ,7. Танковые армии 1-го Белорусского фронта (1-я и 2-я гвардейские под командованием генералов М. Е. Катукова и С. И. Богданова) в первый день наступления участвовали в завершении прорыва главной полосы обороны и в дальнейшем до конца операции действовали совместно с общевойсковыми армиями, выполняя, по существу, роль танков непосредственной поддержки пехоты. Танковые армии 1-го Украинского фронта (3-я и 4-я гвардейские под командованием генералов П. С. Рыбалко и Д. Д. Лелюшенко) лишь передовыми бригадами принимали участие в завершении прорыва главной полосы. В последующие дни обе они оторвались от пехоты на 30—40 км и осуществили маневр на окружение берлинской группировки противника.

Танковые армии вводились в сражение в полосах 8—10 км. Три из четырех армий имели двухэшелонное построение, что обусловливалось необходимостью произвести обходный маневр с целью окружения противника. Только 1-я гвардейская танковая армия, получившая меньшую по глубине задачу, имела одноэшелонное построение. Танковые и механизированные корпуса строили боевой порядок в два эшелона и вводились по двум маршрутам каждый.
На обоих фронтах танковые армии сыграли решающую роль в окружении (2-я и 4-я гвардейские) и расчленении окруженной группировки врага (1-я и 3-я гвардейские).

Фактически беспрецедентным явилось форсирование Тельтов-канала частями 3-й гвардейской танковой армии по дну после мощной артиллерийской подготовки, в ходе которой был разрушен противоположный бетонированный берег и созданы условия для выхода на него танков. Плот-ность артиллерии на участке форсирования (4—5 км) была самой высокой в ходе Великой Отечественной войны и составляла более 400 орудий и минометов на 1 км фронта.
Успеху форсирования Тельтов-канала способствовало редко встречаемое при ведении боевых действий составление и утверждение обоими командармами единого плана взаимодействия между 3-й гвардейской танковой и 28-й армиями.
К особенностям использования бронетанковых и механизированных войск следует отнести действия всех четырех танковых армий в боях за Берлин. Опыт операции показал нецелесообразность применения танковых армий в городе, так как в этих случаях они теряют основные свои качества — маневренность и силу удара. И несмотря на то что 3-я гвардейская армия была усилена пехотой 28-й армии, ей не удалось устранить трудности боя танкового объединения в городе. Подобное применение бронетанковых и механизированных войск оправдывалось лишь тем, что Берлинская операция являлась завершающей и в ней оперативно решалась важнейшая политическая цель — окончательный разгром фашистской Германии.

Наряду с подвижными группами фронтов и армий создавался сильный эшелон непосредственной поддержки пехоты, для чего в трех фронтах было выделено 1992 танка и САУ. Характерным в применении танков НПП являлось то, что приданные дивизиям танковые части и соединения дробились до роты (иногда до взвода) и придавались стрелковым батальонам и ротам. Этим обеспечивалась надежная организация взаимодействия. Кроме того, в ряде армий танки НПП эшелонировались на глубину боевых порядков дивизий первого эшелона, что позволяло осуществить ввод вторых эшелонов полков в короткие сроки и с хорошей организацией взаимодействия.

Танковые бригады, полки и самоходно-артиллерийские полки в боях за город действовали в составе штурмовых отрядов и групп. Опыт показал, что в боях за город танки целесообразно использовать мелкими группами и в тесном взаимодействии с другими родами войск, особенно с пехотой.
Большие и разнообразные задачи стояли перед инженерными войсками. Из 485 инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонов 360 батальонов обеспечивали прорыв. Это позволило создать высокую оперативную плотность на участках прорыва — 3,5 батальона на 1 км. На 1-м Белорусском фронте через Одер было построено 25 мостов и подготовлено 40 паромных переправ. На направлении главного удара фронта на каждые 4 км реки имелось по 2 моста и 3 парома. Это удовлетворяло нужды фронта.
Активно действовали инженерные части и в ходе операции. Несмотря на возросший удельный вес инженерных войск (12 проц. общего состава), как показал опыт, все задачи инженерного обеспечения не могли быть выполнены только саперами. Оправдала себя подготовка внештатных саперов во всех родах войск.

Инженерные войска изготовили точный макет Берлина с пригородами, который был широко использован в ходе проигрыша штурма города.
Большой практический интерес представляет опыт авиационного обеспечения операции. Оно осуществлялось:    на    1-м Белорусском фронте — 16-й воздушной армией под командованием генерала С.    И. Руденко, на 1-м Украинском фронте 2-й воздушной армией под командованием генерала О. А. Красовского, на 2-м Белорусском фронте — 4-й воздушной ар-мией под командованием генерала К. А. Вершинина. Основные задачи авиации заключались в следующем:    содействовать войскам фронтов в форсировании рек Одер и Шпрее, в прорыве обороны противника; не допустить подхода резервов врага к полю боя со стороны Берлина и Дрездена; сопровождать танковые армии на всю глубину выполняемой ими задачи; нанести удары перед участками форсирования водной преграды и на флангах; ослепить дымами наблюдательные пункты и огневые точки противника. В связи с наступлением 1-го Белорусского фронта в ночных условиях для подготовки атаки привлекалась только ночная бомбардировочная авиация. В течение 30 мин перед атакой войск 124 самолета ПО-2 нанесли удары по штабам и узлам связи врага в тактической глубине обороны с целью нарушения управления. Авиационная поддержка во всех фронтах предусматривалась и осуществлялась последовательными эшелонированными ударами бомбардировщиков и штурмовиков. В полосу действий 1-го Белорусского фронта привлекалась для авиационной поддержки 18-я воздушная армия дальней авиации под командованием маршала авиации А. Е. Голованова. Авиация наносила массирован-ные удары по объектам врага на поле боя и по Берлину перед началом штурма города в ночных условиях.

В Берлинской операции участвовало 7500 самолетов — максимальное количество по сравнению с любой другой операцией. Характерной чертой в использовании авиации были ее массирование и действия с очень большим эффектом. Только за первые 14 дней авиация трех фронтов совершила 91 384 самолето-вылета, израсходовав при этом 14 528 авиационных бомб. В ходе Берлинской операции наша авиация провела 1280 воздушных боев, в которых сбила 1116 самолетов противника, всего было уничтожено и захвачено 5995 вражеских самолетов.
Одна из особенностей действий нашей авиации заключалась в том, что они протекали в своеобразной обстановке. По мере приближения наших войск к Берлину уменьшалась глубина расположения противника. Поэтому все действия авиации ограничивались только районом поля боя и основные ее силы (до 90 проц.) были направлены на поддержку сухопутных войск.

Следует подчеркнуть и такую особенность, как применение врагом новых средств борьбы: реактивных самолетов, самолетов-бомб. Полное господство в воздухе нашей авиации в значительной степени ограничило эффективность их воздействия, и противник не достиг сущест-венных результатов.
Не помогло немецко-фашистскому командованию и широкое использование истребителей ФВ-190 в качестве штурмовиков — прием, редко встречавшийся в предыдущих операциях. Суть этого тактического приема заключалась в том, что истребители на малых высотах (300 м) на-правлялись к полю боя и производили атаки. Гитлеровцы рассчитывали тем самым избежать обнаружения их радиолокаторами и остаться незамеченными нашими истребителями. Превосходство в воздухе нашей авиации свело почти на нет эффективность этого метода.

В Берлинской операции впервые был получен опыт централизованного использования радиолокационных средств: был создан армейский радиолокационный узел. Этот узел обеспечивал централизованное использование радиолокационных средств, что в условиях действий наших четырех воздушных армий и возможного появления американо-английской авиации имело исключительно важное значение.
Разведывательная авиация шесть раз производила съемку Берлина, всех подступов к нему и оборонительных рубежей. Это позволило с учетом трофейных документов и опросов пленных составить подробные схемы, планы, карты, которыми снабжались все войсковые инстанции до рот включительно.
Для обеспечения непрерывности боевых действий авиации в сложных метеоусловиях, особенно во время туманов, широко применялся аэродромный маневр внутри и между соседними воздушными армиями. Самолеты, возвращаясь с задания, производили посадку на любом аэ-родроме, дозаправлялись и вновь вылетали на поле боя, по радио получая задачу от своих командиров соединений.

Несмотря на сильное зенитное прикрытие, наша авиация разбомбила главный штаб вооруженных сил фашистской Германии, который располагался в квартале между набережной Тирпитца и Тиргартеном.
Огромную роль в успешном осуществлении операции сыграл тыл. Вот один из многих примеров, который приводит Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: «Железнодорожное полотно было перешито на советскую колею, и боеприпасы подвозились почти до самого Одера. Чтобы представить себе масштаб всех этих перевозок, достаточно сказать, что, если бы выстроить по прямой поезда с грузами, отправленными для этой операции, они растянулись бы более чем на 1200 км».
Наличие к началу операции в трех фронтах такого большого количества материальных средств, как 1,2—2,9 боекомплекта боеприпасов, 5—11 заправок горючего, 30—70 сутодач продфуража, обеспечивало успешное ведение операции.
Блестящая победа советских войск в Берлинской операции явилась ярким и убедительным свидетельством мощи Советского государства, его превосходства над капиталистической системой хозяйства, передового характера советского военного искусства, выдающегося мастерства и массового героизма воинов.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили действия наших войск. Так, например, более 1 140 тыс. генералов, офицеров и солдат 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов были награждены орденами и медалями, свыше 180 соединений, частей и подразделений, штурмовавших Берлин, удостоены почетного наименования Берлинских. Более 600 человек получили высокое звание Героя Советского Союза. Все участники штурма награждены медалью «За взятие Берлина».
Опыт Берлинской операции по многим проблемам военного искусства не потерял своего значения и на сегодняшний день, он с успехом может быть применен в боевой и политической подготовке войск.

Автор материала генерал-майор В. Черняев

Категория: Факты достойные внимания | Добавил: ivanov (31 Июль 2012)
Просмотров: 3126 | Теги: Берлин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017