Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Факты достойные внимания

КВЖД – утерянная Россия

Интереснейший и подзабытый сегодня исторический эпизод в истории России – строительство и эксплуатация Китайской Восточной железной дороги. Один из тех эпизодов истории, который называют утерянной Россией.
Строительство КВЖД началось в 1897 году. Сначала разведка и изучение местности, потом проектировка, потом непосредственно само строительство. Строительство велось в очень трудных условиях: тяжёлый климат, труднодоступный ландшафт, враждебное население. Непредвиденным событием во время строительства стало восстание ихетуаней, нанёсшего вред дороге и приостановившее работы. Тем не менее, дорога была построена удивительно быстро и в 1903 году вступила в эксплуатацию.

Восточно-китайская ж.д.Юридический статус дороги был какой-то странный, если не сказать мутный. Формально дорога была частной – принадлежала Русско-китайскому банку, который имел огромные привилегии, был фактическим монополистом в банковских делах КВЖД (имел право даже выпускать собственные деньги). Акционерами магистрали могли быть только либо русские, либо китайцы. Тем не менее, в дела дороги постоянно вмешивалось российское правительство, часть издержек покрывалась за счёт государственного казначейства империи, охранялась дорога российскими войсками. Во всех отношениях дорога была русской, управлялась русскоподдаными и жила по законам Российской империи. Экстерриториальность дороги – самый интересный момент её существования.

КВЖДДорога имела свою территорию – полосу отчуждения. В полосе отчуждения законы Цинской империи не действовали. Функционировали российские законы, администрация, суд. Чуть позже было создано местное самоуправление, вызвавшее фурор в дипломатических кругах, ведь дорога формально, продолжала считаться частным заведением. Экстерриториальность и обеспечила то огромное вливание денег в "полосу отчуждения", которое обеспечило её стремительное развитие. Там где действовали китайские законы, как говорится, трава не росла. Экстерриториальными правами пользовались и китайцы. На КВЖД действовала китайская администрация, несла службу китайская полиция. Эдакая экстерриториальность внутри экстерриториальности. Присутствие "туземной" администрации удешевлял управление в "полосе" и давал возможность руководству КВЖД не обременяться делами китайцев.

КВЖД 2КВЖД стремительно развивалась и была прибыльной. Особо интересно развитие "нежелезноророжной" экономики: пастбища, пасеки, скотоводческие фермы (русские очень страдали от отсутствия традиционной еды). Развивались предприятия обслуживающие строительную индустрию, а также непосредственно обслуживающие железнодорожное сообщение (ремонтные заводы, депо). Были даже попытки добывать уголь. Все свидетельствовало о стремлении Российской империи закрепиться в Маньчжурии экономически. Пристегнуть Маньчжурию к себе экономически. Выросли на "линии" города. Главным из них была "столица" КВЖД – Харбин. Харбин, с течением времени, мог бы стать вторым Гонконгом.

Мог бы, но не стал. Упадок дороги стал ощущаться уже после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда КВЖД потеряла южную ветку, ведущую к Порт-Артуру. Железнодорожная магистраль была как-бы индикатором состояния империи – чем хуже были дела у России, тем хуже у дороги. После революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны, дорога потихоньку приходит в упадок. Времена "весёлой Хорватии" ушли в прошлое.

Продолжение здесь...


Категория: Факты достойные внимания | Добавил: ivanov (15 Июнь 2016)
Просмотров: 324 | Теги: КВЖД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017