Ранее из категории История технологий: ""

Баран, утка и петух — первые воздухоплаватели.

В 1782 году братья Этьенн и Жозеф Монгольфье решили продемонстрировать в кругу родных и знакомых изобретенное ими средство, с помощью которого можно подняться в воздух. Этим средством перед гостями предстала  наполненная дымом обшивка шарообразной формы поперечником 3,5 метра. Триумф был ошеломляющий. Обшивка продержалась в воздухе примерно 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров, и пролетела по воздуху примерно около километра. Окрыленные (или одымленные) триумфом, братья решили представить открытие широкой публике. Они построили большой воздушный шар, поперечником более 10 метров. Демонстрация воздушного шара состоялась 5 июня 1783 года в присутствии большого числа наблюдателей. Шар, наполненный дымом, бросился вверх. Дополнительный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все детали опыта. Так первый раз официально было удостоверено открытие, открывшее путь воздухоплаванию.

В то же время юному галльскому физику профессору Жаку Шарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летающего агрегата. Шарль был уверен, что дымный воздух — это не лучшее решение. Он думал, что гораздо больше выгоды сулит применение водорода, так как он легче воздуха. В качестве невесомой обшивки, способной продолжительное время держать летучий газ, Шарль использовал прочную шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал летающий агрегат Шарля. На глазах 300 тысяч наблюдателей он бросился вверх и вскоре стал микроскопическим. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: «Какой же во всем этом замысел?!» — известный американский ученый и государственный активист Бенджамин Франклин, находившийся среди наблюдателей, заметил: «А какой замысел в появлении на свет новорожденного?»

Замечание стало пророческим. На свет появился «новорожденный», которому было предопределено грандиозное будущее. Успешный перелет аэростата Шарля не остановил братьев Мон-гольфье. Работая день и ночь, они были намерены собрать к намеченному сроку новый воздушный шар, чтобы произвести еще более крупный эффект. Братья прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха. Это были первые пассажиры в истории воздухоплавания. Воздушный шар оторвался от помоста и рванул вверх, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно приземлился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной мощи использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

Любой перелет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели — перелету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, поперечник 15 метров. К его нижней части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в обшивке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри обшивки во время перелета. Это разрешало сделать перелет больше продолжительным и в какой-то мере пилотируемым. Король Франции Луи XVI запретил изобретателям принимать личное участие в перелете.

Такую опасную для здоровья задачу, по его мнению, надлежало выполнить двум злоумышленникам, приговоренным к смертной казни. На что последовали бурные протесты Пилатра де Розье, воинствующего сообщника постройки монгольфьера. Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то злоумышленников, и настаивал на личном участии в перелете. Разрешение было получено. Вторым «пилотом» стал поклонник воздухоплавания маркиз д’Арланд. И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный перелет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев примерно около девяти километров.

Стремясь доказать, что будущее воздухоплавания принадлежит шарльерам (так величали аэростаты с обшивками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Шарль понял, что для этого нужно выполнить перелет людей на шарльере, более эффектный, чем перелет братьев Монгольфье. Создавая новый аэростат, он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые потом использовались в течение многих десятилетий. Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую наружную полусферу обшивки аэростата, и дорожки, с помощью которых к этой сетке подвешивалась корзина для людей. Для управления высотой перелета использовались дополнительный клапан в обшивке и балласт, хранящийся в корзине. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю. 1 декабря 1783 года шарльер поперечником больше девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Ребер, принимавших непосредственное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно приземлились возле крохотный деревеньки. Потом Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту — 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине примерно около получаса, учёный благополучно сел, завершив, подобным образом, первый в истории воздухоплавания перелет на аэростате с обшивкой, наполненной водородом.

 

Далее из категории История технологий: ""